Существуют несколько версий истории возникновения и развития тай-цзицюань. Тут приводится вариант, стремящийся к среднему, компромиссному прочтению.
Первые упоминания о боевых техниках, подобных тай-цзицюань связываются с даосским философом и мастером боя СюйСюаньпином, приёмы которого имели названия, абсолютно схожие с сегодняшними названиями некоторых форм ("Хлыст", "Играть на Пи-ба" и т.д.). Жил СюйСюаньпин во времена династии Тан (618 - 907 гг. н.э.).
Существует множество историй о том, как возник тай-цзицюань, описывающих в основном различные варианты создания тай-цзицюань даосом ЧжанСаньфэном.
Следующая замечательная личность в ряду Передающих Традицию - Ван Цзунъюэ, живший в династию Мин (1368 - 1644 гг. н.э.). Он был известным полководцем и оставил после себя тексты "Руководство по тайцзи-цюань", "Разъяснение духовной сути 13 форм" и "Об Истинном свершении", которые вместе с трактатом ЧжанСаньфэна составляют классическое наследие тай-цзицюань. Считается, что от ВанЦзунъюэ через Цзян Фа традиция была передана роду Чэнь, представители которого исправно служили Минским императорам и добивались высоких должностей на военном поприще.
По этой версии представитель 9 поколения семьи Чэнь – ЧэньВантин на основе материалов текста «Хуантинцзин» создал свою технику боя-цюань, в которой с боевым аспектом совмещены принципы дао-инь и ту-на.
По другой версии, Чэни практиковали Шаолиньский паочуй, не имеющий отношения к тай-цзицюань. ЧэньЧжансин получил передачу тай-цзицюань от Цзан Фа и стал практиковать и передавать тай-цзицюань, за что был отлучен от рода Чэнь.
Но как бы то ни было, у представителя четырнадцатого поколения семьи Чэнь - ЧэньЧжансина (1771 - 1853) передачу традиции получил самый знаменитый в тай-цзицюань человек. Благодаря трем поколениям его семьи тай-цзицюань стал известен миру и приобрел популярность как непревзойденное искусство ведения боя и система оздоровления-совершенствования. Этот человек - Ян Фукуй (1799-1872?), более известный под вторым именем Ян Лучань.
Существует много разных легенд о технологии этой передачи. По одной из них никто помимо Чэней под страхом смерти не мог получить доступ к знаниям. Ян Лучань подсматривал за занятиями, запоминая техники и выполняя работы по дому.
Видя в ЯнЛучане прирождённого мастера, ЧэньЧжансин сделал исключение и взял в ученики человека, не принадлежащего к роду Чэнь. Ян изучал медицину, даосские практики и боевое искусство у Чэня в общей сложности тридцать лет.
После завершения обучения, Ян вернулся на родину в местечко Юньнянь провинции Хэбэй. Не имея собственного дома, он арендовал дом у богатой семьи У, в котором открыл аптеку. Три брата УЧенцин, У Хэцин и У Жуцин, которые владели этим домом, были известными мастерами народных боевых техник. Уговорив мастера, они и стали первыми учениками Ян Лучаня.
Существует много рассказов о подвигах Ян Лучаня и его сыновей Ян Баньхоу (1837-1892) и Ян Цзяньхоу (1839-1917), которые также были известны в Поднебесной, как непревзойденные мастера. Бесспорно, что именно он сделал тай-цзицюань известным и популярным, открыв это искусство людям.
Следующий, и, к сожалению, последний в замечательной плеяде мастеров семьи Ян – Ян Чжаоцин (Чэнфу) (1883-1936).
Ян Чэнфу владел семейными секретами техники и применения внутренних усилий. В силу возросшего спроса на тай-цзицюань, очень много преподавал по всей Поднебесной, чем внес огромный вклад в популяризацию тай-цзицюань¹ .