Библиотека
Шкатулка
Тай-цзи цюань
太极拳
Равновесие в движении становится основой расслабления и насыщения дыханием. Равновесие дыхания рождает равновесие в эмоциях и чувствах, потому что наш эмоциональный статус всегда неразрывно связан с качеством нашего дыхания. Равновесие в восточной медицине – синоним здоровья. Чего-то много – болезнь, чего-то мало – болезнь, а равновесие – это гармония и здоровье. Поэтому тай-цзи цюань часто практикуют как лечебную гимнастику, метод реабилитации, способ оздоровления, и как культуру тела для повседневного поддержания физического и духовного здоровья.

Для многих важен также философский аспект, который познаётся через практику тай-цзи цюань. Системное качество делает тай-цзи цюань отточенным временем, методом формирования физической культуры тела и совершенства духа.
Боевой аспект тай-цзи цюань реализуется в 13 формах: 8 способах и 5 шагах.
Основные принципы:
1
Естественность
Действие проистекает естественно – без натуги.
2
Сила Земли
Движение осуществляется от силы Земли (осознание гравитации, веса и опоры).
3
Мягкость
Использование архетипа мягкости. Мягкое и слабое побеждает твёрдое и сильное.
4
Центрирование
При внешней мягкости и расслабленности присутствует внутренняя незыблемость.
5
Пульсации
Движения то расширяются, то сужаются. Слияние пульсации движения, пульсации веса и пульсации дыхания – в единую пульсацию.
6
Непрерывность
Все движения сливаются в единое действие, единый процесс дыхания.
7
Последовательность
Движение рождается в стопах, развивается в ногах, направляется поясницей, туловище с головой двигаются вместе, и заканчивается в пальцах рук.
8
Цельность
Двигается один палец – двигается всё тело.
9
Осознанная спонтанность
Осознание через созерцание самостоятельно двигающегося тела. Отсутствие цели, присутствие в процессе действия.
Существует огромное количество стилей школ и направлений тай-цзи цюань. Наиболее известные пять стилей: Ян Ши, Чэнь Ши, У Ши (У Юйсяна), У Ши (У Цзяньцюань), Сунь Ши. Сегодня различают так же спортивное и традиционное тай-цзи цюань.

Всё разнообразие движений в разных школах тай-цзи цюань отражает возможность разного развития на основе единых принципов.

Основоположником тай-цзи цюань считается Чжан Саньфэн. По легенде, патриарх родился в девятый день четвёртой луны 1247 года и прожил, по преданию, более 200-х лет. Сегодня его день рождения (условно 9 апреля) по всему миру отмечают как день тай-цзи цюань.

Когда кто-то приходит заниматься Тай-цзи цюань, или приводит заниматься своих детей, как отличить хорошую школу, секцию, занятие, преподавание, подачу, от плохого? Есть инструкции по выбору арбузов, но нет по выбору хорошего обучения тай-цзи цюань. Чтобы дать начинающему заниматься какую-то точку опоры, в выборе куда пойти обучаться тай-цзи цюань, вот рекомендации от нашей школы:
Критерии хорошего преподавания тай-цзи цюань
1
Кто ищет китайца – тот находит китайца, кто ищет тай-цзи цюань – тот находит тай-цзи цюань. Плохих учителей китайцев больше чем всех остальных плохих учителей.
2
Простота. Тот, кто понимает – может объяснить всё просто, тот, кто не понимает – начинает мудрить. (132-й закон)
3
Незамутнённость. Чем больше тайны - тем меньше реальности. (52-й закон)
4
Чем меньше китайских (или непонятных) слов – тем лучше конвертация в реальность обучающегося.
5
Направленность. Если человек приходит обучаться тай-цзи цюань – его должны обучать тай-цзи цюань, а не просветлению, волшебной медитации, или чудесному рукопашному бою.
6
Эффективность. Посещения занятий в течении полугода – должны приносить плоды.
7
«Смотри на плоды». Если у учеников этого преподавателя в течении трёх лет не возникает текучести, то возникают сомнения в правильности формы и реализации принципов тай-цзи цюань.
8
Всё начинается с преподавателя – он должен соответствовать своему качеству. Очень странно если человек практикующий, а уж тем более преподающий тай-цзи цюань, суетлив, размыт, не уравновешен, агрессивен. Как говорила моя мама: «на базаре – выбирай по продавцу».
9
Тот, кто хорошо делает тай-цзи цюань, совершенно не обязательно хорошо этому учит.
Критерии плохого преподавания тай-цзи цюань
1
Чудо, тайна, авторитет. «Ты не представляешь, сколько мы заплатили, чтобы протолкнуть эту тему.» - Фримен). Ну что, действительно, надуваться, если ты и так велик.
2
Искушение ПРАКТИЧЕСКОЙ ТАЙНОЙ. Например: «даоская алхимия – по секрету всему свету», или «реальное боевое применение тай-цзи цюань». Как впрочем, и другое вывешивание морковок – критерий плохого преподавания.

Made on
Tilda